Перспектива на будущее
Новости

Пресс-центр  |  Новости
Июнь
23

Барнаульский вагоноремонтный завод – история и современность

История Барнаульского вагоноремонтного завода связана с историей Алтайской железной дороги: предприятие и дорогу строили одновременно. Главные железнодорожные мастерские (так назывался будущий БВРЗ) открыли 15 июня 1916 года.

На предприятии вначале ремонтировали паровозы и вагоны, в 1926 году ремонт паровозов передали омскому предприятию, а барнаульцы перестроили производственные линии под работу только с вагонами. Реорганизация производства, внедрение технических новинок и изобретений позволили барнаульским мастерским снизить себестоимость ремонта вагона с 283 до 214 рублей. В том же году мастерские получили название - Барнаульский вагоноремонтный завод (сегодня АО "Барнаульский ВРЗ"). Его специализацией стал капитальный ремонт грузовых магистральных вагонов практически всех типов.

К началу Великой Отечественной войны завод был мощным предприятием с собственной системой подготовки кадров. С 1924 года работало фабрично-заводское училище (ФЗУ). Учащихся зачисляли в штат мастерских, выпускникам доверяли сложные работы, ставили на руководящие должности. С 1933 года учебную сеть завода объединили в комбинат подготовки кадров. На заводе активно развивалось движение стахановцев. Работники ВРЗ выполняли сменную норму на 150, 200, 305, 345, 405, 465, 513 процентов.

«Нападение на нашу страну фашистской Германии многое изменило в жизни коллектива. Около 1200 заводчан ушли на фронт, вернулись всего 383 работника. Те, кто остались, должны были в короткие сроки перестроить производство на военный лад - на изготовление боеприпасов, на ремонт и изготовление бронепоездов. За успешное выполнение коллективом фронтового задания по производству боеприпасов в ноябре 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1944 году - памятным Знаменем Государственного Комитета Обороны», - напомнил генеральный директор АО "Барнаульский ВРЗ" Алексей Кунгурцев.

В начале войны и целые промышленные предприятия, и их отдельные производства эвакуировали из европейской части страны, переводили в более безопасный, но, надо признать, мало приспособленный для размещения мощных металлообрабатывающих заводов и цехов глубокий тыл. В конце августа 1941 года и Барнаульский вагоноремонтный завод принял эшелон со специалистами и оборудованием литейных и механических цехов из Москвы, Рославля, Днепропетровска. В заводских складах (их превращали в производственные площадки) круглые сутки размещали оборудование, монтировали и запускали в работу станки. В действующем литейном цехе стали отливать детали военной продукции. В бывшем складском помещении установили станки и механический цех начал обрабатывать поступающие из литейки отливки. «Уже с октября 1941 г. завод перевыполнял заказ фронта на 150% и более. С фронта начали приходить вагоноремонтникам благодарности за отличное качество продукции», - подчеркивают историографы предприятия.

Каких усилий это стоило коллективу предприятия - сегодня невозможно представить. Около 1200 работников завода ушли на фронт. Специалистов высокой квалификации заменили женщины и подростки, по нынешним меркам - просто дети. В 1942 году на ВРЗ пришла 14-летняя девочка Катя Петухова. «Окончила семь классов. Хотела поступить в железнодорожное училище - не приняли, сказали, что еще мала. А на завод взяли. Помню первую серьезную запись в своих документах: «Мобилизована Государственным Комитетом Обороны». Я не одна пришла на завод, много девчонок было. Но все они из деревень, крепкие, рослые, а я малюсенькая, тридцать пять килограмм веса, - узнала на медосмотре. Всех распределили по важным цехам, меня не знали куда пристроить. Хотели в деревообделочный цех, я заплакала. Мечтала работать на токарном станке. А тут...», - вспоминала о годах войны кавалер двух орденов Трудовой Славы, стахановка, сталинский ударник коммунистического труда Екатерина Петухова. Тогда, в 1942 году девчонку пожалели, поставили к станку. «Поскольку я не доставала руками до рычагов, мне дали две подставки. И все равно стояла на цыпочках. Потом пальцы долго болели. Первым учителем у меня был Женя Фостей. В семнадцать лет он ушел на фронт и не вернулся. Когда он увидел, в чем я пришла в первый раз на работу, улыбнулся и посоветовал: «Катюша, завтра приходи в чем-нибудь темненьком. Хорошо?» Уже через час мое светлое платье было неузнаваемым. Потом не то чтобы велел, а опять посоветовал: «Кать, линия большая, наладчик не успевает каждый станок обслуживать, будем учиться настраивать его сами». И научилась. А уже через два месяца у меня было личное клеймо. План перевыполняла, к Новому году получила премию 75 рублей, потом стала стахановкой. Но не все у меня сразу хорошо пошло. И на «черепаху» однажды попала: у нас в цехе придумали такую «Молнию» с нарисованными животными. Так ведь деталей не додали, чем было план выполнять? Обидно. Потом опоздала на смену. Снег выпал такой, что я по пояс увязла, когда пробиралась к заводу. Думала, станут судить - тогда за двадцать одну минуту опоздания судили. Но то ли пожалели, то ли минут я этих страшных не набрала, мастер покачал головой и велел идти на рабочее место. Всякое в те годы было. И ночевали у станков, и снаряды грузили, когда перебои с электроэнергией случались, и на танцы бегали. Молодость помогала переносить трудности», - рассказывала Екатерина Петухова. На заводе уточнили: обрабатывала 14-летняя Катя центрирующие утолщения на корпусе снаряда. К станку на специальных тележках поступали заготовки весом 8 кг – тысяча или более штук за смену. Еще не остывшие заготовки девчата закрепляли на станке голыми руками - в перчатках на нем не поработаешь, а каждая минута - на вес золота. И так по 12 часов в день, иногда и дольше. Все понимали, как нужна продукция завода фронту.

Бережно сохраненные в заводском музее подшивки газеты «Трибуна Кировца», редакцию которой тоже эвакуировали на Алтай в военные годы, помогают ощутить атмосферу тех лет. Вот выдержка из статьи «Выполняем требования фронта», опубликованной 7 апреля 1942 года: «Чистота и культура на производстве - необходимое условие для повышения производительности труда. Это поняли комсомольцы механического цеха № 1 и взялись за метлу и тряпку. Теперь в цехе наведен порядок. Их примеру последовали комсомольские организации других цехов. Все комсомольцы цеха систематически перевыполняют производственные задания. Ежедневно на доске показателей стахановской работы можно видеть фамилии комсомольцев. Учитывая требования фронта, комсомольская организация цеха проявила ценную инициативу овладения вторыми профессиями. За учебу без отрыва от производства первыми взялись браковщицы Береза, Вялова, Мохи, наладчики Хмель, Машенина, жена красноармейца браковщица Валя Казакова и другие. Они стали токарями, прессовщиками и в любое время, когда в этом появляется необходимость, становятся к станкам и выполняют заданные нормы. По примеру комсомолок вторыми профессиями овладели молодые работницы Шипунова Лида, Юткина Паша и другие. В цехе широко развернулось предмайское социалистическое соревнование на лучшую помощь фронту. Вся кипучая работа комсомольской организации проходит под лозунгом: «Фронт требует – должно быть выполнено».

В том же номере опубликована короткая заметка предцехкома И. Курского: «23 апреля столяр-стахановец т. Писарев М. работал за четверых и выполнил норму на 420%. Более трех норм дали коммунисты товарищи Задорожный, Курский и Богонченко. Комсомольцы Шепель, Коченюк выполнили норму более чем на 280%, столяр т. Станишевский – на 276%. Стахановец т. Мунько Ф. ежедневно вырабатывает по две-две с половиной нормы. Он помогает в работе низкоквалифицированным товарищам Янгель Г. и Панову М.».

25 апреля 1942 года «Трибуна Кировца» публикует сообщение «Работают за троих». Его подготовила нормировщик механического цеха О. Кочеткова: «Стахановцы механического цеха готовят к 1 Мая производственные подарки. Жена красноармейца сверловщица Зинаида Чекулова отлично справляется со своей работой. 23 апреля она выполнила дневное задание на 300%. В этот же день токарь т. Шкунов выполнил свое задание на 227%». Подобные информации публиковались не время от времени - их по несколько в каждом номере газеты. За годы Великой Отечественной войны завод дал фронту миллионы снарядов, три ремонтно-восстановительных поезда, несколько банно-санитарных поездов, 2000 железных печей-времянок, 1700 новых вагонов. По сравнению с довоенными показателями к 1945 году выпуск валовой продукции на заводе увеличили в 35 раз.

Трудились вагоноремонтники доблестно: в 1943 году первым на заводе звания Героя Социалистического Труда удостоен начальник механического цеха Федосий Иванович Львов. Воевали заводчане тоже храбро: Героями Советского Союза стали Григорий Михайлович Левин и Антон Васильевич Петров, полным кавалером ордена Славы - Николай Васильевич Ведерников. Электриком на БВРЗ работал будущий дважды Герой Советского Союза Павел Артемьевич Плотников. Одновременно с работой на предприятии он учился в местном аэроклубе, в 1939 году окончил в Новосибирске военно-авиационную школу, в звании младшего лейтенанта служил в бомбардировочном полку, где и застала его война.

Вот как вспоминала День Победы стахановка Катя Петухова: «Однажды, когда я была в ночной смене, утром неожиданно отключили электроэнергию. Маша Киселева, Ира Микрюкова заволновались: «Что опять такое?». А Феодосий Иванович Львов, наш мастер, вбегает в цех и объявляет: «Девчонки, война закончилась! Все! Прибирайте оборудование и - на демонстрацию!» Мы вытерли станки и в мазутных телогрейках - тогда не переодевались - с плакатами отправились на площадь Советов.

Идем мимо госпиталя, а раненые как узнали, что мы с вагоноремонтного, подбежали, кто мог. Обнимают, благодарят. Слова до сих пор помню: «Ваши снаряды для наших «катюш» были самое то! Спасибо, девчонки!». В заводском музее и сегодня стоят рядышком на стенде отливки и готовый корпус артиллерийского снаряда - продукция Барнаульского ВРЗ военных лет, изготовленная руками девчонок и мальчишек под руководством более опытных наставников.

Современные заводчане трепетно относятся к истории своего предприятия. Имена всех работников Барнаульского вагоноремонтного завода, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, хранит мемориал на центральной заводской площади. Подробно описана история предприятия в экспозициях заводского музея. Но еще важнее, что сегодня, как и в далекие годы Великой Отечественной войны главным принципом коллектива завода является ответственное отношение к делу. Тружеников, имеющих личное клеймо, на заводе и сегодня не меньше, чем в самое трудное для страны время. «У нас много сварщиков, работающих с личным клеймом. На практике это означает что человек выучился, сдал специальные экзамены и доказал, что может работать практически без контролера. Он выпускает качественную продукцию, за ним, попросту говоря, можно не проверять каждый шов. Хотя выборочный контроль мы все равно периодически проводим, убеждаемся, что специалист работает надежно. Чем больше у нас таких специалистов, тем лучше. Личное клеймо - это ведь знак доверия человеку. Мне кажется, каждому из нас важно знать, что его ценят, ему доверяют. И предприятию в целом тоже важно, что его работники - ответственные специалисты», - рассказал заместитель генерального директора БВРЗ по производству Сергей Щербаков.

Сегодня на заводе трудятся 713 человек, требуются еще около 160 работников. Специалистами они станут непосредственно на заводе - управленческая команда предприятия ценит опыт предшественников, поддерживает традиции наставничества. «Специалисты рабочих профессий сегодня в дефиците, поэтому мы заключили договоры с рядом учебных заведений: они дают хорошие теоретические знания, мы обеспечиваем практику. Ребята из колледжей и вузов проходят на заводе практику с дальнейшим трудоустройством. У нас, например, сварщики могут вести и ручную электросварку, и могут работать на сварочных тракторах. То есть при желании человек у нас может стать специалистом самой высокой квалификации - мы организуем обучение», - подчеркнул гендиректор предприятия Алексей Кунгурцев.

Он особо отметил еще одну важную черту предприятия. «На заводе работает очень много трудовых династий. Так сложилось изначально, еще в период создания нашего предприятия, так продолжалось в военные годы - на предприятии работали семьями. Всем ведь известно, что наш микрорайон горожане и сегодня называют поселком ВРЗ. Я уверен, что и корни традиции наставничества именно в том, что на предприятие приходили сыновья и дочери заводских специалистов рабочих профессий, техников, инженеров, учились работать у старшего поколения семьи, которое было и в профессиональном плане старше - опытнее. Так формировалось внимательное отношение старших, более опытных специалистов ко всем пришедшим на завод новичкам. У нас и сегодня традиции наставничества очень сильны», - констатировал Алексей Кунгурцев.

АО "Баранульский ВРЗ" сегодня – одно из крупных предприятий отрасли в стране. Его оснащенность позволяет проводить капремонт не менее трех тысяч вагонов в год и выпускать не менее трех с половиной тысяч новых вагонов в год. При этом предприятие регулярно поставляет на рынок пользующуюся высоким спросом продукцию, а также новинки. Это полувагоны, которые производят уже почти 15 лет, вагоны-хопперы (зерно- и минераловозы). Их на предприятии выпускают с 2013 года, а в 2017 году завод изготовил опытный образец нового вагона-хоппера для перевозки зерна - с увеличенными объемом кузова и грузоподъемностью. Предприятие поставило на производство новую модель вагона-хоппера с улучшенными техническими характеристиками. В декабре 2019 года завод получил сертификат на производство вагона-платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-644. В 2020 году АО «Барнаульский ВРЗ» и Министерство промышленности и энергетики Алтайского края заключили соглашение, направленное на реализацию инвестиционного проекта «Вагон-платформа модели 13-644». Для постановки на производство новой модели вагона была разработана проектная документация и приобретено новое оборудование. Общая стоимость проекта составила более 87 млн. 500 тыс. рублей, объем государственной поддержки превысил 2,5 млн. рублей. БВРЗ постоянно прорабатывает варианты заказов на изготовление новых вагонов, осваивает новые рынки сбыта, ведет в том числе экспортные поставки. Так, в 2020 году предприятие поставило более 300 вагонов в Республику Казахстан.

«На сегодняшний день предприятие стабильно развивается. Мы освоили новый вид продукции, выпускаем фитинговую платформу модели 13-644 для контейнерных перевозок - транспортировки 20- и 40-футовых контейнеров. Сейчас завод приступил к реализации новых контрактов и ведет набор сотрудников», - подчеркнул Сергей Щербаков.

Коллектив Барнаульского ВРЗ сегодня, как и его предшественники в годы Великой Отечественной, способен быстро переналадить производство для изготовления мелкосерийных партий вагонов под индивидуальные требования клиентов. Мощная оснащенность в сочетании с высокой мобильностью – залог дальнейшего успешного развития предприятия и коллектива.

Фото: Михаим Литвинов, АО "Барнаульский ВРЗ"

Материал публикуется с разрешения Правительства Алтайского края. С оригиналом можно ознакомиться по ссылке:

https://www.altairegion22.ru/territory/remember/den-pobedy/altay-den-pobedy/zavody-pobedy/bvrz/ 

Видеосюжет ГТРК "Алтай" о вкладе Барнаульского вагоноремонтоного завода:

"Больше миллиона артиллерийских снарядов для нужд фронта произвёл в годы войны Барнаульский вагоноремонтный завод"

 


----При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
Источник: https://www.altairegion22.ru/photo/20141/


Вернуться к списку новостей

Адрес

656004 Алтайский край,
г. Барнаул, ул. Водопроводная, 122


e-mail

vagon@b-vrz.com - приемная

1179@b-vrz.ru - коммерческий отдел

Телефоны

Приемная: (3852) 285-300

отдел делового администрирования: (3852) 296-442

коммерческая служба: (3852) 296-462