История завода

 

Поменять

«Пусть время хранит сие заведение»

Эти слова были отлиты на чугунной плите, зарытой в землю при закладке первого цеха Главных железнодорожных мастерских — кузнечного.

Пожелание из тех далеких времен сбылось: уже сто пять лет хранит судьба одно из самых старейших предприятий края, ныне АО «Барнаульский ВРЗ». Хранит, что бы ни происходило в нашей стране, какие бы испытания не выпадали на ее долю, в полной мере разделенную славным трудовым коллективом Краснознаменного завода.

У нашего завода большая и героическая история. На его долю многое выпало: лихое революционное время, Великая Отечественная война, послевоенные годы — голодные и холодные. Сильны и мужественны были наши предшественники, они шли в ногу со своей страной, отстаивая и укрепляя ее трудовыми подвигами. 

За 105 лет завод пережил немало реорганизаций: из Главных железнодорожных мастерских, где ремонтировались паровозы и товарные вагоны, он преобразовался в 1926 году в вагоноремонтный завод. Спустя время в его цеха вновь поступили паровозы, и он стал паровозоремонтным. В 1935 году время паровозов подошло к концу, и завод получил свое окончательное наименование — вагоноремонтный.

Как на многих развивающихся промышленных предприятиях, на заводе не раз проводилась реконструкция. Одной из них он подвергся в предвоенные годы. Тогда выпуск отремонтированных вагонов был увеличен в 11 раз. В шестидесятых — начале семидесятых годов ВРЗ перешел на конвейерный метод ремонта вагонов. Позднее, в 70-х годах, построенный цех разборки вагонов позволил перевести на поток подготовку вагонов к ремонту, а созданная моечная машина — завершать цикл разборки обмывкой. Итог — в 1973 году был отремонтирован 200 000-й вагон, а в 1983-ем — 300 000-й.

60-80-е годы отмечены бурно развернувшейся социальной деятельностью предприятия. Строился детский сад, заводская поликлиника, наращивались темпы жилищного строительства. В 1917 году жилая площадь составляла всего 600 кв.м., в 1967-ом -29100, а в 1997-ом уже 71556 кв.метров. 

В период с 1989 по 2001 год в условиях полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости завод работал стабильно. Производственный план выполнялся на 100 процентов. В 1995 году завод получил статус «Лидера Российской экономики», занял призовое место в отраслевом соревновании коллективов предприятий железнодорожного транспорта.

1 апреля 2006 года ВРЗ стал открытым акционерным обществом. Этот статус продиктовал новые задачи: одним из приоритетных направлений стал выпуск высококачественной продукции.

В ноябре 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение задания правительства по производству боеприпасов» завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в августе 1944 года — памятным Знаменем Государственного Комитета Обороны.

 

Участники Великой Отечественной войны

Участники Великой Отечественной войны